НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Если задуматься, какой образ будущего транслирует официально одобренная и щедро напитанная деньгами культагитпроп машина Российской Федерации, то этот образ будущего ни что иное как образ прошлого.
То есть - нет образа именно БУДУЩЕГО, нового, небывалого, прогрессивного, идеального, что только ещё предстоит создать, смиряясь с невозможным и воплощая возможное.
Мыслительный аппарат страны (с позволения его таковым назвать) и его одиозные глашатаи не призывают (и объясняют, как) создать то, что будет. Они так или иначе призывают (и объясняют, как) вернуть, как было.
Об этом говорит всё официально-монументальное: от парадов победы - до фантастических романов про путешествующих во времени "попаданцев", от всевозможных исторических обществ - до фразы "можем повторить" (повторить прошлое, а не попытку создать будущее).
Замысловатый кульбит "в будущее через прошлое" объясняется необходимостью возврата в конкретные исторические точки, где "всё пошло не так" и исправлению трагических ошибок, помешавших на пути к необъятному, немыслимому величию.
Концепция такая: наше прошлое вполне себе прекрасное, но некоторые моменты надо пофиксить. Именно об этом, например, повествуют романы о "попаданцах".
Таким образом Путин (при симпатизировании этому части элиты) присваивает прошлое (ну, как умеет, так и присваивает) делая это рейдерски, не творчески вдохновляясь прошлым или учась на ошибках, а просто воссоздавая, что возможно. И, кажется, совершенно не понимает, что делать со всем этим, если его мечта в терии воплотится.
Вместо СОЗИДАНИЯ НОВОГО, нам предлагается РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРОГО. А поскольку в реку времени дважды войти нельзя по объективным причинам, эта реконструкция даже не педантичное воссоздание, а ролевая игра, когда "что получится сделаем как в оригинале, а остальное докрутим из говна и палок".
Поэтому неудивительно, логично и даже постиронично (у Бога, напомню, превосходное чувство юмора и он его частенько парадоксально проявляет): символом российского вторжения в Украину, проходящего под эгидой "упреждения атаки", "спасения людей от нацизма", "возвращения своего...всего, от земель до заводов" и "реванша за все унижения постсоветскго периода", символом войны-спецоперации помимо нелепой буквы Z стала нелепо вышедшая на дорогу бабушка с советским флагом, перепутавшая российские войска с украинскими.
Символ нелепой войны - нелепо вышедшая на дорогу старушка, продолжающая жить в сответском прошлом своей молодости. Желающая перемен в своей жизни (а на самом деле - ностальгирующая по прошлому) И ПЕРЕПУТАВШАЯ ВСЁ, угодившая в оказию.
Словно сама Россия вышла на тропу войны, размахивая штандартом, сама не понимая, куда и к чему она в итоге придёт.
По иронии судьбы - именно таким вот деревенским бабушкам в самой России живётся чуть ли не хуже всех. Они крайне уязвимы: у них маленькая пенсия (за пределами Москвы - особенно). Зачастую они одиноки (оставлены уехавшими на заработки детьми, сбежавшими из депрессивных регионов в столицу). Пенсионный возраст поднят, а работы часто нет и для молодых, тем более для пожилых.
У этих бабушек нет ветеранских надбавок к пенсиям (они моложе настоящих старушек-ветеранок, которых сейчас почти уже не осталось, даже тем, кто только родился в 1945-м сейчас 77 лет, подумайте).
В российских регионах выживают только молодые и сильные. Что российские военные делали в Буче, Ирпене, Бородянке, прочих городках Украины? Грабили местные магазины и слали домой всё, что смогли украсть. Это отчего так? От того, что дома у них такого нет, они прозябают в крайней нищете, что извращает их души. Звучит пафосно, но это так и есть.
Эти бабушки живут в окружении подобных мужчин. Они прячут внучку на чердаке от напившегося соседа, хоронят мужа в могилке без надгробия, на которое нет денег, и прячут пенсию от старшего сына-наркомана без работы.
Эти бабушки очень бы хотели, чтобы их кто-нибудь освободил от всего вот этого. Кто угодно. Господь Бог, Сталин или Путин, лично, приехал на танке, снёс старый сортир на улице вместе с алкашом-соседом внутри, построил новый, из пенокартона и дорогу к нему от дома заасфальтировал.
Но Путин этого не делает. Вместо того, чтобы превратить Москву в Нью-Йорк или Дубай, или хотя бы Россию - в Москву, он отправился преращать в Россию всё, до чего сможет дотянуться. Всё, что попадает в их руки, Путин и сотоварищи превращают в Россию, в которой страдают такие вот бабушки.
И вот бабушка Аня, так её зовут на видео, выходит на дорогу, приветствуя солдат-освободителей. И ошибается формально, но не по сути. Она выходит навстречу украинским солдатам.
Ведь от всего того, от чего хочет уйти и бабушка Аня, от тягот жизни, от неустроения, от нищеты, от несвободы сделать всё по своему, заново и хорошо Украина и уходит всё это время. И пока там строят живое будущее, проистекающее из усилий настоящего, в России ставят памятники прошлому.
Украина - страна жизни. Россия - страна памяти. Страна избирательной памяти о жизни былой. Чтобы два народа говорили на одном языке, Россия тоже должна стать страной жизни. Сейчас это разговор настоящего с прошлым. В Украине никто бы не выбрал войну в противовес мирной, радостной, весёлой жизни нового дня. А в Украине люди очень любят ВЫБИРАТЬ САМИ. И они даже сносят памятники о том времени, когда этот выбор много раз делали за них.
А в России вместо мирной, радостной весёлой жизни нового дня за нас с вами выбрали войну под знамёнами прошлого. Нас отправят убивать и умирать. А выживших - оставят прозябать и умирать. Но зато обязательно поставят памятник.
Живые люди, солдаты, бабушки Ани, дедушки Вани, призывники, хипстеры, мужики, женщины России не нужны. Их надо кормить, на них надо реагировать, для них надо кривляться по ТВ и что-то объснять, они иногда нет-нет, да и качают права. А качать в России надо не права, а нефть и газ.
Но бронзовый народ - другое дело. Безмолвный и горделивый, ничего не требующий, вечно твёрдый, героический, немой и мёртвый здесь и сейчас, но вечно живой внутри мифа о себе самом.
Смотрящие пустыми бронзовыми глазницами в бесконечную даль выстроенные на площадях в боевом порядке бессмертные полки бессмертного народа. Как терракотовое воинство императора Цинь Ши Хуанди, которое он забрал с собой в могилу.
Сейчас на многих стенах, заборах, плакатах и площадях по всей России появилась Бабушка Аня. Словно попаданец в будущее, словно ошалевший Марти Макфлай она вышла из машины времени в новый день.
По всей России она вышла на улицы и смотрит непонимающим взглядом на новых людей, на их облик, на их жизнь, на технику, машины, приборы, вслушивается в речь, недоумевает, не понимает и смотрит сквозь них назад в будущее или вперёд в прошлое.